Банкротство через МФЦ в 2024 году
С 1 сентября 2020 физические лица получили возможность бесплатного банкротства через многофункциональные центры. Для этого в МФЦ по месту жительства нужно подать заявление, к которому прилагается перечень кредиторов с указанием всех имеющихся долгов.
Требования к оформлению заявления строгие — важно заполнить его правильно. Если в документе будут ошибки, некоторые долги могут не списать либо вовсе откажут в банкротстве.
Критерии банкротства через МФЦ
Внесудебное банкротство — процедура упрощенная, в отличие от банкротства в Арбитражном суде, которое длится долго и обходится должнику достаточно дорого.
Условия для банкротства во внесудебном порядке такие:
- Заявление подает сам должник: физическое лицо или индивидуальный предприниматель, кредиторы не вправе подавать заявление на банкротство физлица во внесудебном порядке.
- ФЗ-127 “О несостоятельности (банкротстве)” определяет точный срок признания несостоятельности — это 6 месяцев.
- Подать на банкротство через МФЦ могут физические лица с суммой долга от 50000 до 500000 рублей.
- Обязательное условие: законченное производство в ФССП в связи с отсутствием у должника какого-либо имущества (кроме единственного жилья).
При сумме долга менее 50000 рублей или более 500000 рублей упрощенное банкротство для физлица недоступно. Кредиторы в случае обнаружения долга больше установленной законом суммы оспорят признание несостоятельности.
Еще одно отличие внесудебного банкротства — добровольное обращение должника в МФЦ. Если при сумме долга более 500000 рублей и просрочке более 3 месяцев гражданин обязан подать на банкротство в Арбитраж, то заставить обратиться в МФЦ физ. лицо никто не может. С заявлением в суд могут обратиться и кредиторы.
Подходит ли вам банкротство через МФЦ? Консультация юриста
Необходимые сведения для заявления на банкротство
Форма заявления на банкротство через МФЦ утверждена приказом Минэкономразвития № 497.
Приложения к заявлению заполняются согласно приказу — здесь указывается перечень кредиторов и суммы долга по каждому из них. Основные сведения, которые прописываются в заявлении:
- Данные паспорта.
- СНИЛС.
- ИНН.
- Сведения обо всех кредиторах.
- Обстоятельства задолженности и сумма долга: указать номера договоров и остаток по кредиту.
Паспорт, СНИЛС и ИНН есть у каждого гражданина РФ, по этим данным МФЦ идентифицирует личность физ. лица.
Главная сложность в заполнении заявления — это список кредиторов и размер долга. От того, насколько правильно указаны эти сведения, зависит решение о возбуждении дела о банкротстве. Если должник не указал какого-либо кредитора в заявлении, долги перед ним списаны не будут. Если неправильно указаны реквизиты или адрес кредитора, сотрудники МФЦ просто не смогут его найти, соответственно, этот долг также не будет списан.
Где можно проверить размер долга
В момент подачи заявления в МФЦ необходимо указывать все задолженности. Справку о размере непогашенных обязательства можно взять у кредитора — банк обязан ее предоставить наряду с выпиской лицевого или кредитного счета. Также можно заказать отчет о состоянии кредитной истории: нередки случаи, когда должник просто забывает про один из своих долгов или долг продан коллекторам. В последнем случае в список кредиторов включается коллекторское агентство, которому банк или МФО продал долг.
Сведения о размере долгов можно получить из следующих источников:
- судебные акты и материалы исполнительных производств;
- личный кабинет на портале ФНС, если есть недоимки по налогам;
- онлайн-сервис на сайте ГИБДД, если есть административные штрафы;
- через портал Госуслуг — судебные задолженности, штрафы, налоги.
Кроме долгов по кредитам и займам, в заявлении на упрощенное банкротство указываются долги по поручительству, налогам, алиментам, ЖКХ. В этот же перечень необходимо включить обязательства, по которым еще не образовалась просрочка. Это нужно для того, чтобы определить общую сумму долга для возможности банкротства через МФЦ.
Следует знать, что даже при правильно указанных долгах не спишутся обязательства по выплате алиментов, по компенсации причинению вреда жизни и здоровью, по выплате заработной платы сотрудникам (если банкротится ИП с наемными работниками).
Правила заполнения заявления на бесплатное банкротство
Форму заявления можно распечатать на компьютере или заполнить от руки. Не допускаются исправления, зачеркивания, использование корректоров. Если при написании заявления была допущена ошибка, документ придется переписывать заново.
Разумеется, сотрудники МФЦ обязаны оказать помощь гражданину: например, распечатают готовое заявление и приложения к нему, либо предоставят доступ к компьютеру. Однако заполнение достоверных сведений — ответственность самого гражданина, он обязан сделать это самостоятельно.
Обязательные пункты для заполнения
В тексте заявления обязательными являются указания следующих сведений:
- паспортные данные, ФИО, дата и место рождения;
- номер СНИЛС и ИНН;
- контакты (телефон, e-mail);
- адрес регистрации по месту жительства или временного проживания;
- если заявление подается по доверенности, указываются данные о представителе;
- сведения о наличии или отсутствии статуса ИП;
- реквизиты банков и МФО, перед которыми у должника есть долговые обязательства: название кредитной организации, БИК и др.
Перед подачей заявления нужно уточнить реквизиты и адрес кредиторов — они могут измениться.
Приложения к заявлению
В приложения входит следующий перечень документов:
- перечень кредиторов;
- копия паспорта;
- свидетельство о регистрации или временному пребыванию (если заявление подается по месту временной прописки).
Опыт показывает, что самая большая сложность появляется, когда приходит время заполнять раздел, касающийся кредиторов и суммы обязательств. В заявлении долги от предпринимательской деятельности и другие обязательства указываются отдельно. По каждому кредитору прописываются следующие данные:
- суть долга: например, кредит, микрозайм, долг ЖКХ;
- сведения о кредиторе, адрес, реквизиты;
- основания, приведшие к долгу (номер договора или судебного акта);
- сумма долга (основной долг и проценты, пени, штрафы указываются отдельно).
Просроченные налоговые недоимки указываются отдельно. Прописываются данные о названии налога, сумма долга, пени и штрафы.
Кто подписывает заявление на банкротство
Заявление подает или сам должник, или его доверенное лицо, представитель. Если заявление подается через представителя, необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность. Подпись заявителя ставится от руки, рядом — обязательная расшифровка подписи: фамилия, имя и отчество заявителя или представителя.
Как подается заявление
Законом определен единственный вариант подачи заявления на банкротство: лично в письменной форме. Сотрудник МФЦ примет заявление к рассмотрению, идентифицирует личность заявителя или его доверенного лица. Подача заявления в режиме онлайн не предусмотрена.
В профильных ведомствах решается вопрос о возможности подачи заявления на банкротство через портал Госуслуг, однако окончательного решения пока нет.
Узнайте, что будет после банкротства
Действия МФЦ после подачи заявления
После принятия и регистрации заявления сотрудник МФЦ проверит документы заявителя на соответствие критериям упрощенного банкротства:
- проверка правильности заполнения разделов заявления и приложений к нему;
- проверка временной или постоянной регистрации заявителя в регионе МФЦ;
- проверка достоверности окончания исполнительных производств приставами.
Все проверки проводятся сотрудниками МФЦ, должнику в это время делать ничего не нужно. В течение трех дней с момента подачи заявления он будет уведомлен о возбуждении либо в отказе дела о банкротстве.
В случае успешной проверки сведения дела о банкротстве размещаются на портале ЕФРСБ. Кредиторы, увидевшие эти сведения, вправе подать возражения и требовать передачи дела в Арбитраж, если владеют информацией об изменении имущественного положения должника или о нарушении им условий внесудебного банкротства.
Причины, по которым отказывают во внесудебном банкротстве
Решение о полном списании долгов МФЦ выносит спустя 6 месяцев после подачи заявления. Но это лишь тогда, если заявление прошло проверки, а от кредиторов не было возражений.
Однако практика банкротства показывает, что почти в 50% случаев должникам отказывают во внесудебном банкротстве и списании долгов по упрощенной процедуре. Причины могут такие:
- заявление не соответствует установленной форме;
- обязательные разделы и приложения заполнены с ошибками;
- у должника есть открытые исполнительные производства в ФССП;
- сумма долга не соответствует установленным критериям;
- неправильное указание кредиторов.
Как можно избежать отказа в возбуждении дела о банкротстве через МФЦ? Ответ простой: нужно воспользоваться помощью юристов по банкротству. Мы расскажем, как правильно заполнить и подать заявление так, чтобы вы могли получить ожидаемый результат — полное списание долгов.